Логика развития коллектива
Педагогика отношений осуществляется через поэтапное развитие детского коллектива, которое мы связываем со сменой ведущего звена отношений. Приведенная ниже схема лишь в абстрактном виде показывает логику развития отношений, но не может предсказать, как будет развиваться конкретный коллектив. Педагогика отношений предусматривает приоритет единичного над общим, контекста над закономерностью и конкретного — над абстрактным.
Таблица. Логика развития коллектива
Этап | Ведущее звено | Описание |
Моделирование | Ребенок-взрослый | Вожатский отряд моделирует диалогическое сообщество, для того чтобы показать детям возможность осуществления такого типа отношений и создать конкретно-чувственный образ этих отношений. Моделирование происходит через знакомство с лагерем, легенды, традиции, демонстрацию искомого стиля общения между взрослыми. |
Первый успех | Ребенок-деятельность-ребенок | Через серию коллективных творческих дел и других средств, у детей возникает чувство как личного, так и коллективного успеха. Складывается позитивное отношение к диалогическим отношениям, вера в собственные силы, идентификация со своим отрядом и лагерем. Завязываются симпатии, выявляются лидеры, устанавливается стиль общения. |
Испытание | Ребенок-деятельность-коллектив | На этом этапе возникает ситуация, которая показывает детям, что уровень отношений в их коллективе не соответствует тем задачам, которые ставит перед ними жизнь в лагере. В зависимости от педагогического стиля вожатого, такой ситуацией может быть и личный конфликт, и неудачное (или наоборот, удачное) участие в общелагерном деле, и трудности похода, и нарушение дисциплины. Главное не в том, что именно происходит, а в том, что у детей возникает повод и потребность глубже разобраться в отношениях внутри отряда, проанализировать свою совместную деятельность, и вывести отношения на новый уровень. |
Второй успех | Ребенок-общение-ребенок | Глубокий анализ и коррекция отношений непременно должна быть закреплена успехом, причем конкретное содержание этого успеха может бесконечно варьироваться в зависимости от обстоятельств, производственного плана лагеря, тематики смены и т.п. Дети должны убедиться в том, что внимание к динамике коллективных отношений приносят как внешний успех, так и внутреннее удовлетворение от общения с друзьями. Общение выступает как самоценность, содержание совместной деятельности отступает на второй план. Развивается взаимная забота и толерантность. |
Финал | Ребенок-мир | Давно известный в орлятской практике «эффект финала» помогает закрепить в детях положительное отношение к себе и своему опыту, отряду и лагерю. В логике педагогики отношений этот положительный запас энергии должен быть хотя бы частично направлен на осмысление опыта пребывания в Орленке в связи с предстоящим возвращением на «большую землю». Нужно, чтобы дети вынесли впечатление не столько об уникальности Орленка, сколько о важности пристального внимания к человеческим отношениям в любом контексте. |
* Диагностика
Диагностический инструментарий Школы отношений состоит из двух основных компонентов. Целью проведения диагностических замеров является выявление связи между отношениями диалогического сообщества и изменениями в личности ребенка.* Опросы
Опросы диагностируют выполнение задач но отношению к личности ребенка (Таблица 1). Они проводятся в начале, в конце, и после завершения смены (по почте) и измеряют изменения в отношениях детей к себе, с другими и с миром.
* Протоколированные наблюдения
Несколько раз в течение смены вожатых просят заполнить бланки-протоколы наблюдений за конкретными ситуациями отрядной жизни. Форма протокола построена в соответствии с Таблицей 2, и включает в себя вопросы по составляющим отношений диалогического сообщества (доверия, толерантности, заботы и сотрудничества).
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.