Новая ступень велосипедизации петербуржцев
Велосипеды глубоко проникли в жизнь петербуржцев совсем недавно — буквально в 2006—2008 году был бум на покупку велосипедов, когда цены на них стремительно падали и достигли своего исторического минимума в индустрии. Петербург стал самым велосипедизированным городом России. По некоторым данным, в Петербурге несколько миллионов велосипедистов.
Затем был кризис, и цены опять подскочили. На какой-то момент активность по покупке новых велосипедов стала стихать. И так было до 2010 года, когда стремительный рост опять возобновился. Вроде бы ничего удивительного. Казалось бы, сколько можно покупать — по идее, уже все, кто желал кататься на велосипедах, себе давно его купили. И все же, в этом в 2011 году опять наблюдается рост продаж велосипедов, причем недешевых.
Дело в том, что в велодвижении масса подводных течений, которые живут своей жизнью, не столь сильно завязанную на мировые велотенденции. Всегда существовал класс «лосей», которые ездят на шоссейных велосипедах, участвуют в своих внутренних соревнованиях, бреветах. В 90-е таких людей было единицы. Шоссейный велоспорт стал возрождаться в середине 2000-х, когда стали появляться небольшие велогруппы. Сейчас боевое звено шоссеров — велоклуб «Балтийская звезда», группа «С возвращение шоссейного велоспорта» и единственная российская профессиональная шоссейная велокоманда с лицензией UCI ProTour «Катюша», созданная в 2008 году. Но это элита. Да, её стало значительно больше — сотни людей, а не единицы. Но откуда все те толпы, которые мы сейчас видим на горных велосипедах на улицах?
Мода середины 2000-х
Дело в том, бум 2006—2008 года был не случайным. В его основе лежала новая мода — мода ездить на КРАСИВОМ велосипеде. Она назрела сама собой: у населения на тот момент накопились нескомпенсированные сбережения, мода на красивые шмотки уже была давно в разгаре и нужно было что-то относительно недорогое, что тебя отличит из толпы. Им стал велосипед. Многие стали покупать его не скупясь: активно скупались велосипеды стоимостью в районе 20 тыс. и более, такие как Author Dexter, Versus. Причем, такие байки покупали вовсе не те, кто действительно серьезно в них разбирается и много катает, а просто средне обеспеченные люди.
Смотря на появление таких красавцев на улицах, многие стали доставать свои накопления из-под матрасов и покупать все, что на что у них хватит добра. Впервые стали массово раскупаться «ашанобайки» и «лентабайки», купленные не в профильных магазинах, а в Лентах и Ашанах с О'Кеями, что и породило название таким байкам. На тот момент это были совсем убогие велосипеды — стальная рама и самое деешвое, порой неработоспособное оборудование на них. И ничего, покупали детям, иногад даже себе и активно давили на педали, потому что сам этот дроческоп ехал с трудом.
Стало очевидно разделение на прилично катающих по городу и загород на нормальных велосипедах и тех, кто наворачивает круги по району или едет до ларька на чем попадется под руку.
Послекризисные сложности
Те, кто успел купить байк в 2008 году до кризиса, схватили миг удачи — самые низкие цены на байки. Что было потом? Потом, в 2009, производители хотели скомпенсировать понесенные ими убытки и стали на одни модели задирать цены, с другими поступили хитрее. Модели с теми же наименованиями, но новой линейки стали оснащаться более дешевым оборудованием, чтобы снизить себестоимость. Особенно это сильно заметно стало в 2010 году.
Судя по статистике, народ, видя это, стал покупать самые младшие модельки из приличных. Ибо неприличные байки покупать уже и не модно и и не практично - многие научились считать средства и правильно их вкладывать. Вторая половина 2010 года и весна 2011 года ознаменовались ростом цен на 8-15%. И несмотря на это, народ покупал, конечно не так много, но более-менее приличные байки.
Моды и течения
В 2010 году многие производители пошли на ухищрение: сменили цветовые гаммы своих линеек и добавили новые расцветки. Это не могло не подкупить модную молодежь. Модно ходить в фитнес, модно держать себя в форме. Ну а остальные за ними подтягивались. Все чаще в головах стала пробегать мысль о велофитнесе. Все больше укреплялось восприятие велосипеда как фитнес-катания, красивого спорта, отличного досуга с друзьями. Передовиком тому был Приморский район Санкт-Петербурга, где вечером традиционно можно было видеть пары и группы людей разного возраста и социального положения, неспешно катающихся по тротуарам. А рядом с ними по проезжей части каждые несколько минут в ту или иную сторону проезжал полноценный байкер, чаще райдер в велоформе. Разрыв между райдерами и «матрасянами» еще больше усилился.
Нет, само собой далеко не все седлали велосипед, повинуясь моде. Достаточно более число людей смотря на катающихся, увидели в байках новое их применение. Стало популярным (не могу назвать это модой) ездить на байке на работу, загород, в небольшие походы, например, в Финляндию или на Ладогу. Ранее, велотуристами были единицы, теперь это стало очередным течением в российском велодвижении.
Не могу не поговорить о других течениях в отечественной велосипедизации. Количество BMX-еров и триальщиков также неуклонно растет. И это в чистом виде мода. В учебных заведениях почти в каждой группе есть по несколько "прыгунов" (я сам преподаю и вижу). Точек, где они оттачивают технику дропов стало в нашем городе масса. Если в середине 2000-х их можно было пересчитать по пальцам, то сейчас таким местом становится любая балюстрада здания метро или торгового центра и прочих общественных мест.
Незаметным течением стало и увеличение числа тех кто любит неспешно прокатиться на раста-байке — велосипеде с необычной формой рамы. И они явно получают удовольствие от того, когда они медленно и важно проезжают мимо прохожих, которые разглядывают причудливую форму байка. Изначально это были культовые велосипеды для избранных, сейчас их можно легко купить в нескольких магазинах и в Интернете. Даже многие MTB-бренды выпустили такие велосипеды класса ситибайк, которые по красиво гнутым трубам переднего треугольника рамы напоминают раста-байки.
Мода 2011
Что же мы наблюдаем в этом году? Первое — обилие белых велосипедов и аксессуаров. Почти все производители байков сделали модели не только с белыми рамами, но и с белыми колесами. В продаже появились белые крылья, белые обода, спицы, цветные покрышки. Ну и масса народу на них накинулось. Недавно видел совершенно невелосипедного человека, ехавшего на модном бело-красном шоссере.
Второе — умение сочетать и акцентировать цвета. Все чаще вижу райдеров (как трильщиков, так и MTB и шоссеров), у которых форма и или одежда и аксессуары подобраны под цвет велосипеда. В этом явно чувствуется вкус и прослеживается модная тенденция.
Четвертое — покупка дорогих байков. Все чаще вижу новые дорогостоящие байк у матрасян. Это говорит не столько о только о том, что денбги в карманах появились, сколько о том, что велосипед стал имиджевой вещью, как, например, iPhone.
Пятое — появление массы причудливых ситибайков с красиво гнутыми рамами, которых раньше у нас просто не продавалось. Теперь на них не только прогуливаются, но ездят в магазины. Эта тенденция явно пришла из-за границы, где ситибайки — основной вид велосипедов, которые основная масса населения использует в быту.
Шестое — начало продаж стильных ситибайков с модных молодежных магазинах шмоток. Хедлайнером стал магазин «Юность», который стал продавать велосипеды Create в модных расцветках. Эта тенценция опять же пришла из заграницы. Там в модных магазинах одежды все именитые бренды выставляют на витрины ситибайки под своим брендом. Это типично для Германии и Нидерландов, отчасти для Скандинавских стран.
Все же остальные тенденции и пути, которые прошел отечественный велорынок, нехарактерны для зарубежных стран. Там основным типом велосипедов является ситибайк, который используется просто как средство передвижения по городу. Горные велосипеды дороги и почти не встречаются. Я не встречал заграницей людей, воспринимающих катание на велосипеде как фитнес или хобби — это или траспортное средство или профессиональный инструмент для них.
Поскольку современный многоскоростной велосипед ворвался в нашу жизнь быстро и стремительно при устоявшейся транспортной инфраструктуре, он занял у нас совершенно иную нишу, чем заграницей: стал средством отдыха и развлечения, а не простым средством передвижения. Для нас велосипед — это нечто большее, чем просто транспортное средство — для многих он стал частью жизни.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.