Философия вожатого (методические рекомендации)

Наша общая задача подарить детям счастливое лето. Как сказал Митяев: «Лето —  это маленькая жизнь». И цель наша — дать возможность ребятам не только насладиться отдыхом, но и вырасти в моральном и духвном плане, раскрыть и направить их энергетический потенциал, помочь сформиовать его самосознание и мировоззерние.

Задача эта комплексная и достаточно сложная. Для ее осуществления вожатый должен быть особым человеком, сочутающим в себе множество разлчиных качеств. Помимо основных традиционных качеств, обычно выделяются следующие специализированные качества: психологическое чутье, общественная энергичность, требовательность, умение быть лидером и организатором, креативность. И это не пустые слова: на базе таких качеств и формируется как ваша успешная и эффективная работа, так и удовлелтворенность ребят сменой. Как у нас говорят: «Вожатый — это состояние души» и «Вожатый — это диагноз!».

Мотивация и рефлексия

Для реализации ваших задач существует ряд управленческих функций, говоря научным языком: планирование, организация, мотивация, руководство и контроль. По моему мнению, главное, с чего должна начинаться любая деятельность — это мотивация, она же актуализация. Ей должна быть проникнута любая деятельность отряда и вожатых от режимных моментов до игр. Изначально создавания такие условия, что любое действие должно быть обусловленно (мотивированно), вы не только инициируете интерес и потребность со стороны ребят в выполнении этого действия, но и располагаете их к себе, но позволяете им раскрыться, заняться новым для них делом. В случае неговности коллектива к этому можно стимулировать их интерес к данному мероприятию.

В итоге, вы не только развиваете ребят и раскрываете их, но создаете благоприятную атмосферу доверия в отряде.

Не менее важным связующим звеном является вожатский контроль. В принципе, любая активность отряда должна быть использована для оценки состояния отряда и вожатского анализа. Для рефлексии могут быть использованы «экраны настроения», «деревья интерса», «заборы откровенья». Неплохо бы проводить и периодическую диагностику фона отряда. Например, для этого может быть использован тест М. Люшера.

Формирование коллектива

Очень важно формировать коллектив, как единое дружное сплоченное целое. В таком коллективе нет застоя, и каждый занимает свою социальную нишу, которая периодически измениется. При том каждый член коллектива (команды) должен чувствоать свою значимость и необходимость, поддержку со стороны остальных членов отряда и вожатого. Вожатый же должен выступать как в роли лучшего друга и советчика, так и верховного третейского судьи, человека авторитетного. Для диагностики можно использовать тесты на выявление лидерских качеств, тесты на сплоченность коллектива.

Для формирования сплоченного коллектива на каждом этапе его формирования следует использовать свои методы. Основные методы работы с отрядом — это игры и КТД. Как правило, выделяются 3 основных этапа в формировании отряда: огрпериод, срабатываемость, сработанность.

На первом происходит адаптация, выработка правил и законов коллектива. Очень хорошо использовать игры на знакомство («Снежный Ком», «Суета сует», «Веревочка», «Телеграмма», «Молекула», «Клубочек» и т.п.), отрядный костер, приготовление визиток, «Операция «Уют»», оформление отрядного места. Также неплохо выявить лидеров в отряде путем тестов или игр.

На втором этапе происходит формирование актива отряда, складываются поведенческие группы, лидерам поручаются первые обязанности, устанавливаются межличностные отношения. Здесь окажется полезным свободное общение, спортивные подвижные и развивающие игры («Себихуза», «Скаутский бокс», «Все на колбасу», «Хвост дракона», «Два кольца», «В обе стороны», «Стой спокойно», «Арам-шимшим», «Яблоко», «Верблюд», «Джонни УПС», «Ай-да-я», «Глина»), беседы, КТД и трудовой десант. Можно также попробовать использовать ролевые игры, которые очень полезны, но сложны.

На третьем этапе формируется самосознание, чувство локтя и сплоченности коллектива, самоуправление. На этом этапе надо формировать традиции отряда, ответственность, самостоятельность. Здесь стоит использовать такие формы работы как отрядные конкурсы и состязания, КТД, межотрядные игры, сюрпризы, Дни самоуправления, аутотренинги, игры на сплоченность («Пересели», «Т-ш-ш-ш», «Общежитие»).

Работа с отрядом

Для успешной работы с отрядом главное требование — это самоотдача. Для того, чтобы войти в доверии и стать лучшим помощником членов отряда, надо постоянно находиться с ними, жить их жизнью. Постоянно  отрядом должен находиться как минимум один вожатый. Если некоторые ребята находятся не с большинством коллектива, то вожатый обязательно должен знать, где они. У каждого в отряде должно войти в привычку постоянно сообщать, кто куда пошел. Должно возникнуть доверие.

Чтобы сформировать в отряде привычку исполнять Законы лагеря, надо, как минимум, показывать их соблюдение на собственном примере. Особенно это касается Закона 0:0.

Для успешного формирования коллектива требуется, чтобы возникающие проблемы решались сразу, чтобы не накапливались негативные чувства. Вожатый не должен выносить свои личные чувства и лагерные проблемы в отряд, т.е. ребята не должны чувствовать лишних проблем, лагерные проблемы должны нивелироваться. Скажем, если вдруг отменяется дискотека, задерживается обед, и ребята толпятся у входа в столовую, то они не должны испытывать чувства недовольства, что они пришли рано. Вы можете занять пока их какой-нибудь интересной игрой (подвижной или интеллектуальной).

Вожатый должен тщательно продумывать всю жизнь ребят и корректировать ее по мере необходимости. К примеру, если светит очень яркое солнце, то головы ребят должны быть прикрыты, а если отряд идет в лес, то вожатый должен проследить, чтобы все надели головные уборы и соответствующую обувь. В палатах должна поддерживаться гигиена, а в столовую ребята должны приходить с вымытыми руками, чтобы не заразиться. В палатах нельзя хранить скоропортящиеся продукты, а также мокрую одежду.

412 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Популярность: 7% [?]

Добавить комментарий