Введение в практическую педагогику

Сия  страница  отнюдь  не претендует на истину в последней инстанции, а всего лишь попытка  описать  практическую  сторону этого  вопроса  с  некоторыми  теоретическими  обобщениями. Это ответ всякого рода  дешевым  и  прекраснодушным  измышлениям  в стиле  вузовского учебника по соответствующему предмету. Сугубо жизненные ситуации лежат в основе  приводимых  ниже  малых,  но универсальных  советов  и  естественно  вытекающих  из  них  же скромных философических сентенций. Каждому читателю ясно, что  в этих научно-сухих словах скрыты кровь и пот, слезы и различного рода душевные расстройства, как принято нынче выражаться, с обоих сторон.  И  глядя  на холодно мерцающий монитор в бесконечной и утомительной череде уныло-бестолковых Web-страниц посмотри  и эту,  малокилобайтную, и в общем-то, тоже весьма сорную . Ну, а если возникнут вопросы, и не дай Бог,  даже!!!,  ответы - напиши нам   пару  строк  -  мы  непременно  ответим.

Первое, что хочется отметить - это   в   чем   заключается   разница  между  студентом  и школьником. Очень  просто,  школьник  улавливает  в  словах  не смысл,  а  скорее  интонацию  и  сразу напрашивается правильный
вывод о том, что на школьников и первокурсников  надо  кричать, причем  эффект  достигается  немедленно  и  даже при отсутствии какой-либо практики. Студент  постарше  уже  понимает,  что,  в сущности,  вам  на  него  наплевать  и в отличии от школы вы не несете за него никакой  ответственности  и  поэтому  словесного воздействия вполне достаточно. 

Из    вышесказанного    следует,    что   в   начальный послешкольный   период   кричать   нужно,   рассматривая    это
своеобразной  формой  вокальных  упражнений, и естественно безо всяких душевных терзаний о человеческом достоинстве.  Иначе  вы потеряете свое.

Второе соображение касается  такого  хитрого  вопроса  как  расстояние  между студентом  и   преподавателем.   Близкое   соседство   средство дисциплинирующее,  еще  более  сильным  является сокращение его (т.е. вектор вашей скорости направлен к воспитуемому  объекту), а  самое сильное воздействие оказывает наличие в вашей скорости ускорения. Если при этом пользоваться советом номер  один,  ваш взгляд  тверд  и  безжалостен,  то  обычно  порядок обеспечен и надолго. Впрочем есть субъекты на которых все вышеперечисленное не действует, тогда выгоняйте из аудитории ( класса ) в деканат ( к завучу ) на воспитательную беседу. При  присутствии  любого
сопротивления,   немедленно  прекращайте  занятие  и  выгоняйте группу ( класс ) с аналогичным заданием. При умелом  применении порядок обеспечен.

Кстати   присмотритесь  внимательно,  эффект  удаления  из вашего поля зрения тоже следствие  принципа  расстояния,  но  в каком-то   гомеопатическом  подтексте.   Отсутствие,  в  прямой видимости реально существующего и сильного  врага  (т.е.  вас) действует на воображение и причиняет беспокойство, посколько не
известно что вы замышляете. 

Уничтожение  в данной ситуации конкретного человека вас волновать не должно. Взгляните на ситуацию  чуть  приподнявшись на уровень группы, один лоботряс мешает всем остальным желающим получать какие-то знания, он провокатор, и  об  этом  прекрасно сам осведомлен, его обуревает гордыня, на своих одногрупников (одноклассников ) ему наплевать, в таком случае лучшее  средство это  упасть лицом в грязь, что вы ему и устраиваете. В противном случае, вы получите моральное поражение, что в общем-то  говоря не  очень  страшно,  не  все  же  имеют  психическое устройство патологоанатома. Хуже то, что  вы  попустительствуете  развитию
непомерной   гордыни   и   развитию   личности  в  неправильном направлении.

Третий пункт посвящен общесистемным наказаниям, или по-просту субботним поркам. Общее правило здесь очень простое.  Воспитательные меры должны быть очень  сильными,  см. пункты  1  и  2,  бессмысленными,  т.е.  надо честно признаться большей частью за пустяки, жертва должна  быть  случайной,  тот кто  попался  под  руку. Поясним на примере. Вам попалась очень запущенная  группа  (  класс  ).  Действовать  надо   следующим образом.  Сначала  расправляетесь с зачинщиками и бунтовщиками, причем лучше всего путем удаления.  Среди  оставшихся  малейшие признаки  недовольства  караются  методом  субботней порки. Эту систему следует выдерживать 3-4 занятия. После чего вы  сможете установить  нормальный  воспитательный  процесс.  Очень  хорошо также действует идеология труда в наказание. В  данном  случае, надо  медленно  пережевывать рутинные упражнения с обязательной диктовкой и занесением в тетради.

Не стоит мучить свою совесть неадекватностью ваших мер, при  случайном  выборе   жертвы,   именно   случайном,   а   не псевдослучайном, вы заставляете весь коллектив следить за собой строже, ведь студенты ( школьники) не знают, что вы наказали не за  что-то  ,  а  просто  так.  А  субъект  вашего  наказания вырабатывает  при  сем  большую  порцию   адреналина,   который стимулирует умственную деятельность.

Четвертое замечание естественно  относится  к особенностям женской психологии.
Вопрос довольно  сложен  и  поэтому  мы  разберем  только  одно различие.  А именно, что привлекает эту половину человечества в процессе учебы. Скажем  кратко  -  общая  эстетика.   Под  этим понятием  подразумевается  ваш  внешний  вид,  следите ли вы за собой, красота вашей речи и красивое интонирование ее же,  ваша манера  двигаться и прочее. О чем вы говорите никакого значения не имеет. Но имейте  в  виду,  что  это  лишь  малая  и  наугад выбранная  толика  из  нашего  богатого опыта преподавательской деятельности.

    Более подробный разбор зтого предмета на другой странице.

     Если  вы  ведете  занятия  в  чисто  девичьей группе не старайтесь излагать сокровенные глубины и суть  материала.  Вас все  равно  не поймут. Будьте легки, веселы и жизнерадостны как конфетная обертка. Вспомните Хлестакова, перечитайте  еще  раз!

Пять.

     Иногда  эта  оценка  способна  натворить большое зло. Есть немало случаев  когда  закоренелые  отличники  приносят  больше хлопот  нежели  все  остальное.  Особенно невыносимы выпускники разного рода спецшкол и лицеев. К большому сожалению это не  их вина.  Так  воспитывали  в  школе.  Они  часто имеют проблемы с
обучением уже к 2-3 курсу,  но  при  этом,  виновным  считается преподаватель.  Потому,  что  он  совершенный  дурак  и в своем предмете  не  разбирается.  Такое  заносчивое  и   высокомерное отношение надо давить на корню. При некоторой практике подобные интонации  легко  улавливаются.   Ваша  реакция   должна   быть мгновенной  -  Вы  уже все познали, весь мир? — Тогда уходите!
Встретимся на экзамене (зачете).

     Слегка   предвзятое   отношение  к  гениям  в  кавычках наилучший способ развития  таланта,  если  таковой  естественно присутствует. Это заставляет студента постоянно доказывать вам, что он  еще  чего-то  стоит  и  поддерживает  мозги  в  рабочем состоянии.

Несколько слов напоследок.

     Помните, что ваша задача сложна и большей частью вы должны полагаться на некие темные социальные инстинкты. Ни одна  книга по  психологии,  а  тем  паче  по  педагогике  не даст и одного правильного рецепта. Эти книги пусты и наполнены  безжизненными псевдонаучными  рассуждениями  о  странных  вырожденных случаях
человеческого бытия в социуме. Ключом же  к  пониманию  природы обучения  будет  скорее  всего  зоопсихология или какая-либо из родственных  наук.  При  воздействии  именно  на   общеживотные социальные  инстинкты  получается нужный результат. Ведь то, чем вы занимаетесь похоже на обучение медведей в цирке кататься  на
велосипеде,  обезьян  пользованию палочек для добывания пищи. И заметьте, что эти аналогии практически идентичны обучению как и по  субъектам  обучения,  так и по объекту образования. В конце концов все мы учимся зарабатывать хлеб.

     В  заключение  хочется сказать что вышеизложенное не столь педофобно как кажется. Чем отличается учащийся молодой  человек от  не  столь  молодого  и  работающего? Как нам думается в них гораздо меньше подлости, чем в нас, уже что-либо закончивших.

     P.S. Кстати об Интернете.
     Такие  откровения  не  решился  бы  опубликовать  ни  один печатный журнал. Будем благодарны такой возможности.

     P.P.S.  Если  вам  известна  какая-либо  книга  со сходным видением педагогического процесса — пожалуйста,  напишите  нам. Заранее  благодарны. Нигде, и в том числе в Интернете, подобное нам не встречалось.

351 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Популярность: 3% [?]

Добавить комментарий